?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Глава из книги "Границы медицины. Медицинская Немезида."

Буду выкладывать по частям, по мере того, как буду переводить. У меня не хватит терпения ждать, пока я переведу все, тем более, что почти каждый абзац может существовать как независимое произведение мысли. Оригинал и очень ценные сноски.

Если что-то выделено жирным, это мое выделение, не Иллича. Остальные курсивы и пр. - авторское, не мое.

Истребление боли. Иван Иллич. 1.
Истребление боли. Иван Иллич. 2.
Истребление боли. Иван Иллич. 3.
Истребление боли. Иван Иллич. 4.


Истребление боли.

Когда космополитная медицинская цивилизация колонизирует любую традиционную культуру, она изменяет переживание боли.1 Один и тот же вид нервной стимуляции, назовем его «ощущение боли», приводит к явно различному переживанию, которое будет зависеть не только от характера человека, но и от культуры. Это переживание, отличное от самого ощущения боли, подразумевает исключительно человеческое поведение, которое называется страдание.2 Однако, медицинская цивилизация склонна превращать боль в технический вопрос, тем самым лишая страдание характерного для него личного смысла.3 Люди разучиваются принимать страдание как неизбежную часть своей сознательной способности справляться с действительностью и учаться истолковывать любую боль как признак того, что их нужно холить и лелеять. Сталкиваясь с болью, расстойством и смертью, традиционные культуры рассматривают их как задачу, которая требует решения со стороны человека в состоянии стресса; медицинская цивилизация превращает боль и смерть в требования, которые люди выдвигают к экономике, в проблемы, которые можно решить или произвести искоренение проблемы.4 Культуры – системы значений, космополитная цивилизация – система технических приемов. Культура делает боль терпимой путем ее интеграции в значимую ситуацию, ситуацию, которая имеет смысл; космополитная цивилизация отделяет боль от субъективного или межсубъектного контекста, чтобы уничтожить ее. Культура делает боль терпимой, т.к. рассматривает ее как необходимость; невыносима лишь та боль, которая кажется излечимой.

Несметное количество добродетельных качеств выражают разные аспекты мужества, которое традиционно позволяло людям распознать болезненные ощущения как брошенный вызов и, соответственно, формировать свои переживания. Терпение, выдержка, мужество, обреченность, самообладание, выносливость и смиренность показывают спектр разнообразных реакций на то, как люди встречают боль, преображают ее в страдание, и как они переживают боль.5 Долг, любовь, восхищение, режим, молитва и сострадание помогали переживать боль с достоинством. В традиционных культурах каждый был ответственен за свое поведение во время горя или после пережитой физической травмы.6 Боль рассматривалась как неизбежная часть субъективной реалии своего тела, в которой каждый находится постоянно, и которая постоянно формируется под влиянием сознательной реакции на нее.7 Люди знали, что им надо самим исцелять себя,8 самим справляться со своей мигренью, хромотой или горем.

Боль, которая причинялась людям, ограничивала издевательства человека над человеком. Эксплуатирующее меньшинство продавало алкоголь и проповедовало религию для того, чтобы притупить своих жертв; рабы пристрастились к блюзу и жеванию коки. Но наступал тот переломный момент эксплуатации, когда традиционные экономики, построенные не ресурсах человеческого тела, приходили в упадок. Любое общество, в котором причиняемые лишения и страдания становились «нестерпимыми» для данной культуры, не могло существовать дальше.

Сегодня все большая часть всех проявлений боли создается руками человека. Это побочный эффект стратегии для развития промышленности. Боль перестала быть «естественным» или «метафизическим» злом. Боль стала социальным бедствием. Для того, чтобы не дать «массам» быть бедствием для общества, когда они мучаются от боли, индустриальная система поставляет им медицинские обезболивающие. Таким образом боль превращается в спрос на все больше лекарств, больниц, медицинских услуг, и другую продукцию обезличенной коропоративной заботы, а также выливается в политическую поддержку дальнейшему росту корпораций, не взирая на человеческие, социальные и экономические затраты. Боль стала политической проблемой, которая породила растущий как снежный ком спрос самими потребителями анестезии на искуственно вызванную бесчувственность, неосознанность и даже бессознательность.

Традицинные культуры и технологические цивилизации исходят от противоположных предпосылок. В каждой традиционной культуре психотерапия, система верований и средства, которые нужны для того, чтобы выдержать самую сильную боль, встроены в каждодневное поведение и отображают убеждение о суровой действительности и неизбежности смерти.9 В антиутопии 20 века необходимость переносить мучительную действительность внутри или вокруг истолковывается как провал социо-экономической системы. Боль рассматривается как экстренные чрезвычайные обстоятельства, с которыми надо справляться при помощи чрезвычайных мер.

Качество и количество переживаемой боли, которое возникает в результате поступающих в мозг болевых сообщений, зависит от генетической наследственности 10 и, как минимум, четырех функциональных факторов помимо врожденной сущности человека и силы стимула, а именно – культуры, тревожности, внимания и толкования. Все это формируется под влиянием социальных факторов, идеологии, экономической структуры и социального характера. Культура постановляет, кому надо стонать, когда рождается ребенок: матери, отцу или им обоим. 11 Обстоятельства и обычаи обусловливают уровень тревожности того, кто переносит боль, а также сколько внимания он уделяет телесным ощущениям.12 Воспитание и система взглядов определяют какое значение придается телесным ощущениям и влияют на степень ощущения боли.13 Часто народные суеверия волшебно помогают избавиться от боли лучше, чем элитная религия.14 Условия, в которых происходит болезненное событие, определяют как легко человек перенесет боль: повреждения во время оргазма или во время героического подвига часто вообще не ощущаются. Раненые во время битвы под Анзио (прим.переводчика. во время Второй мировой войны), которые надеялись, что их отправят домой как героев, и им больше не надо будет воевать, отказывались от уколов морфия. Эти же солдаты считали бы, что без морфия им никак не обойтись, если бы похожие повреждения были нанесены стоматологом или на операционном столе.15

По мере медикализации культуры, социальные определяющие факторы боли искажаются. В то время как культура осознает, что боль это внутренняя, сокровенная и непередаваемая «антиценность», медицинская цивилизация сосредотачивается на боли как системной реакции, которую можно засвидетельствовать, замерять и контролировать. Только заметная стороннему наблюдателю боль может стать диагнозом, которому требуется определенное лечение. Такая объективизация и количественный анализ боли заходит так далеко, что медицинские трактаты описывают мучительные болезни, болезненные операции и состояния даже тогда, когда пациенты говорят, что у них ничего не болит. Боль требует методов контроля врачом, а не подхода, который бы помог самому человеку быть ответственным за свое переживание.16 Медицинская профессия судит, какая боль достоврена, у какой боли физическая, а у какой психическая причина, какая боль надумана, а какую боль симулируют.17 Общество признает и поддерживает такие профессиональные суждения. Сострадание становится старомодной добродетелью. Человек, у которого болит, оказывается в ситуации, когда у него остается все меньше и меньше социального контекста, который придает значение переживанию, которое поглощает его.

*************

NB.Переживание родовой боли женщинами очень хорошо состыковывается с этими описаниями. Женщина, которая отказывается от "искуственно вызванной бесчувственности, неосознанности и даже бессознательности" вызывает недоумение и непонимание.
Родовая боль. Поток сознания русских женщин.

Жизель Бундхен родила дома. (новый перевод выделен жирным внизу)

Я бы призвала применить это же и к другим видам боли, в том числе, и боли, которая связана с болезнью или любыми другими страданиями.

Comments

( 124 comments — Leave a comment )
pelageya
Jun. 3rd, 2010 01:06 am (UTC)
Наташ, какая огромная работа с переводом!!

Спасибо за текст.
natashav
Jun. 3rd, 2010 03:11 pm (UTC)
Не за что!
hully
Jun. 3rd, 2010 05:02 am (UTC)
Есть ещё нюанс: переживание боли - это работа. Которая требует серьёзных ресурсных затрат. А переживать её - чаще всего некогда: есть работа, есть обязательства - вещи более важные, чем потенциальная выгода от полноценного переживания боли. И (современный культурный момент) - есть более интересные и важные занятия, на которые хотелось бы тратить ресурс, особенно при наличии набора способов от боли избавиться.
marik_
Jun. 3rd, 2010 06:56 am (UTC)
Похоже на ситуацию, когда некогда чинить крышу, много дел, подставим тазик, чтобы вода в него собиралась во время дождя.

К тому же, избавляясь от боли, мы прячем от самих себя часть себя. Ради каких таких важных и интересных занятий человек готов стать бесчувственным, неосознанным и даже бессознательным?
(no subject) - hully - Jun. 3rd, 2010 07:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - marik_ - Jun. 3rd, 2010 07:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - hully - Jun. 3rd, 2010 07:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - hully - Jun. 3rd, 2010 07:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - autumnfox - Jun. 3rd, 2010 02:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hully - Jun. 3rd, 2010 02:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - autumnfox - Jun. 3rd, 2010 02:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hully - Jun. 3rd, 2010 02:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natashav - Jun. 3rd, 2010 03:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hully - Jun. 3rd, 2010 04:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natashav - Jun. 3rd, 2010 04:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hully - Jun. 3rd, 2010 04:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natashav - Jun. 3rd, 2010 04:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hully - Jun. 3rd, 2010 06:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natashav - Jun. 4th, 2010 01:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - hully - Jun. 4th, 2010 04:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - autumnfox - Jun. 3rd, 2010 03:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natashav - Jun. 3rd, 2010 04:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - autumnfox - Jun. 3rd, 2010 04:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natashav - Jun. 3rd, 2010 04:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - autumnfox - Jun. 3rd, 2010 04:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natashav - Jun. 3rd, 2010 04:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - autumnfox - Jun. 3rd, 2010 05:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natashav - Jun. 3rd, 2010 05:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - autumnfox - Jun. 3rd, 2010 06:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natashav - Jun. 3rd, 2010 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pelageya - Jun. 4th, 2010 01:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - kaplya_vetra - Jun. 3rd, 2010 07:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - autumnfox - Jun. 3rd, 2010 04:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - autumnfox - Jun. 3rd, 2010 04:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natashav - Jun. 3rd, 2010 04:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ja_natasia - Jun. 7th, 2010 04:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natashav - Jun. 7th, 2010 05:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ja_natasia - Jun. 7th, 2010 09:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pelageya - Jun. 4th, 2010 01:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - autumnfox - Jun. 4th, 2010 02:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - pelageya - Jun. 4th, 2010 02:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - autumnfox - Jun. 4th, 2010 02:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - pelageya - Jun. 4th, 2010 02:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - pelageya - Jun. 4th, 2010 01:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - hully - Jun. 4th, 2010 04:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - pelageya - Jun. 4th, 2010 11:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - hully - Jun. 4th, 2010 11:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - pelageya - Jun. 4th, 2010 12:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hully - Jun. 4th, 2010 12:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pelageya - Jun. 4th, 2010 12:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hully - Jun. 4th, 2010 12:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pelageya - Jun. 4th, 2010 12:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hully - Jun. 4th, 2010 12:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pelageya - Jun. 4th, 2010 12:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hully - Jun. 4th, 2010 12:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marik_ - Jun. 3rd, 2010 06:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - natashav - Jun. 3rd, 2010 03:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hully - Jun. 3rd, 2010 04:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natashav - Jun. 3rd, 2010 03:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - autumnfox - Jun. 3rd, 2010 03:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natashav - Jun. 3rd, 2010 04:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - autumnfox - Jun. 3rd, 2010 04:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hully - Jun. 3rd, 2010 04:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sv_varvara - Jun. 13th, 2010 06:50 pm (UTC) - Expand
aquamarinka_30
Jun. 3rd, 2010 06:25 pm (UTC)
Мне в целом нравится наличие возможности выбора в вопросах - терпеть боль или не терпеть. И хочется, чтобы способы снимать боль существовали и были доступны при необходимости. Мне кажется во всех культурах существует траволечение и подобные штуки для уменьшения боли и лечения болезней. То есть мой прагматический подход таков, что снятие боли зачастую несет в себе различные сайд эффекты, соответственно, взвесив все за и против, я принимаю решение что мне с этой болью делать и какие медикаментозные или немедикаментозные способы использовать в каждом конкретном случае. И если моя способность нормально функционировать окажется сильно ограничена из-за наличия боли, то я скорее всего воспользуюсь одним из способов не исключая медикаментозный. Если же проблема будет повторяться, то я скорее всего попытаюсь понять, что могло спровоцировать данную проблему в моей жизни, и какие изменения могли бы привести к изменению ее качества в лучшую сторону. Если же проблема более глубокая и подправлением диеты и осанки не решается, то я, признаться, теряюсь. У меня есть опыт жизни с человеком, который зависел от лекарств. Мне видится, что лекарства помогали ему функционировать и делали его жизнь и жизнь окружающих несколько более терпимой, иначе бы она действительно превратилась в непрерывное страдание на протяжении многих лет. Наверное для души это хорошо, но я пока не просветлилась настолько, чтобы смириться с подобным раскладом. Возможно, при наличии культуры заботы о своем организме часть из этих проблем вобще бы не возникла.

Я думаю, что проблема медицинского подхода именно в навязывании новой модели - "любая боль зло, а снятие ее - благо, не смотря на возможные побочные эффекты от лечения", что для многих может означать отсутствие необходимости что-то менять в своей жизни и жить по принципу: "будет проблема, пойду к доктору, он разберется".
aquamarinka_30
Jun. 3rd, 2010 06:41 pm (UTC)
Если рассуждать о боли как об испытании, которое выпало на долю человека, то можно прийти к идее, что и болезни являются подобным испытанием. Если смотреть на вопрос с этой точки зрения, то можно решить, что и болезни лечить не надо. К сожалению, у меня нет сейчас под рукой книги Витулкаса, где он об этом говорил. Но с его точки зрения лечение болезни и тем самым избавление человека от страданий не мешает личностному росту. Я с подобной моделью согласна.

Дальше возникает большое количество вопросов на тему, как лечить, чем лечить, кого лечить, что считать исцелением и проч.
natashav
Jun. 4th, 2010 01:06 am (UTC)
Если еще принять во внимание, что основная масса болезней никак не излечимы, то окажется, что страдание неизбежно.
(no subject) - aquamarinka_30 - Jun. 4th, 2010 02:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - 12_drakon - Jun. 11th, 2010 06:26 pm (UTC) - Expand
aquamarinka_30
Jun. 3rd, 2010 08:08 pm (UTC)
Мне в качестве адекватной иллюстрации к модели, которая бы устроили меня, вспомнился фильм "Cat on a Hot Tin Roof", в котором у главы семьи была неизлечимая болезнь и его не пытались спасать, а отпустили домой доживать свои дни в кругу семьи. И котроль боли был полностью в его ведении - колоть себе морфий или не колоть. Понимая, какие возможны побочные эффекты от обезболивания, он принял решение использовать данную возможность по минимуму.
natashav
Jun. 4th, 2010 01:05 am (UTC)
Кто-то посторонний решил пытаться или не пытаться его спасать, где ему быть, и, вероятно, кто-то посторонний дал разрешение на самостоятельный контроль.
(no subject) - aquamarinka_30 - Jun. 4th, 2010 02:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - emuna - Jun. 4th, 2010 04:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natashav - Jun. 4th, 2010 04:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - emuna - Jun. 4th, 2010 07:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 12_drakon - Jun. 10th, 2010 05:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - emuna - Jun. 10th, 2010 05:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 12_drakon - Jun. 10th, 2010 05:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - emuna - Jun. 10th, 2010 07:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 12_drakon - Jun. 10th, 2010 08:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - emuna - Jun. 10th, 2010 08:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 12_drakon - Jun. 10th, 2010 08:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - emuna - Jun. 10th, 2010 08:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 12_drakon - Jun. 10th, 2010 09:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - emuna - Jun. 10th, 2010 10:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 12_drakon - Jun. 10th, 2010 10:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - emuna - Jun. 11th, 2010 12:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - 12_drakon - Jun. 11th, 2010 12:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - emuna - Jun. 11th, 2010 02:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - 12_drakon - Jun. 11th, 2010 10:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - emuna - Jun. 11th, 2010 04:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 12_drakon - Jun. 11th, 2010 05:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - emuna - Jun. 11th, 2010 05:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 12_drakon - Jun. 11th, 2010 06:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - emuna - Jun. 11th, 2010 06:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 12_drakon - Jun. 11th, 2010 06:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - emuna - Jun. 11th, 2010 06:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 12_drakon - Jun. 11th, 2010 06:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - emuna - Jun. 11th, 2010 11:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 12_drakon - Jun. 11th, 2010 11:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natashav - Jun. 11th, 2010 02:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - emuna - Jun. 11th, 2010 02:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - natashav - Jun. 11th, 2010 03:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - emuna - Jun. 11th, 2010 05:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - natashav - Jun. 11th, 2010 03:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - emuna - Jun. 11th, 2010 04:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natashav - Jun. 11th, 2010 04:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - emuna - Jun. 11th, 2010 04:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iva10 - Jun. 14th, 2010 07:58 pm (UTC) - Expand
alena_kov
Jun. 4th, 2010 09:28 am (UTC)
Наташа! Ты просто герой! спасибо за перевод!
annarakhmanina
Jun. 7th, 2010 04:09 am (UTC)
Я вообще ОЧЕНЬ плохо переношу боль. У стоматолога только с анестезией... Но вот роды - это совсем иное! Там другая боль.
12_drakon
Jun. 10th, 2010 12:07 pm (UTC)
Сочувствую - перенос боли это набор умений, и редко кого учили это делать. Я училась по книжкам про/для военных и шпионов (будете смеяться, у ЦРУ есть рассекреченный документ про перенос боли), и всяким Кастанедам, прости господи.
(no subject) - 12_drakon - Jun. 10th, 2010 12:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natashav - Jun. 10th, 2010 01:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - autumnfox - Jun. 13th, 2010 03:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - sv_varvara - Jun. 13th, 2010 06:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sv_varvara - Jun. 13th, 2010 06:51 pm (UTC) - Expand
12_drakon
Jun. 10th, 2010 12:05 pm (UTC)
Если кто-то хочет помочь, оригинал в интернете: http://www.scribd.com/doc/20783309/Medical-Nemesis-The-Expropriation-of-Health-1976

Вставь ссылку в тело, может, присоединятся. Я по уши в писательской работе и писать сейчас больше не могу, а то бы тоже.

Полный текст, но без комментариев, которые для меня были, правда, большой частью радости.
natashav
Jun. 10th, 2010 01:46 pm (UTC)
Угу, комментарии там ОЧЕНЬ ценные!

Что ты пишешь?
(no subject) - 12_drakon - Jun. 10th, 2010 01:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natashav - Jun. 10th, 2010 03:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 12_drakon - Jun. 10th, 2010 05:05 pm (UTC) - Expand
smeu1
Jan. 20th, 2013 01:25 pm (UTC)
Ещё не читал, но уже в восторге. Давно сам хотел переводить Иллича. Руки не дошли ( и не дойдут). Поклон Вам!!
natashav
Jan. 20th, 2013 05:35 pm (UTC)
Я начала еще кусочки переводить, но застряла. Надо будет продолжить.:) Спасибо!
( 124 comments — Leave a comment )

Profile

Just me.
natashav
НаташаВ
Website

Latest Month

August 2016
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by phuck