?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дженнифер М.С.Торрес - автор качественного исследования о том, как группа людей, которые помогают женщинам кормить и стараются сделать кормление культурной нормой, одновременно поддерживают и сохраняют представления о неполноценной груди, которая не может произвести достаточно молока. Это происходит неумышленно (мое замечание - низкий уровень общего образования у людей всех профессий не позволяет им увидеть свои действия в контексте общества и истории. Я об этом писала в сообщении "Издержки процесса обучения".), потому что они усвоили и приняли медикализированную конструкцию грудного молока как продукта. Торрес призывает людей задуматься о последствиях своих действий.

Элементы медикализации грудного вскармливания. Торрес начинает свою работу с описания элементов медикализации кормления грудью, вернее, исторических вех. На рубеже 19-20 веков сфера естественного кормления грудью, которым занимаются исключительно сами женщины, превращается в сферу детского питания под контролем науки и медицины. Это обусловлено сразу несколькими факторами: убранизация (мое замечание: и в связи с этим разедение рабочей и домашней сферы, а значит и неспособность женщин зарабатывать деньги работой на дому, т.е. выход на работу означал разлуку с ребенком), уход от социальных родов с другими женщинам к медикализированным родам под надзором врачей, увеличение контроля медицины за многими сферами жизни, промышленное производство искусственных заменителей грудного молока и сотрудничество врачей с производителями заменителей молока. Именно в это время кормление детей стало рассматриваться с позиции выбора между кормлением грудным молоком или искусственным заменителем ( мое замечание: т.е. продукт для кормления вышел на первое место, процесс кормления потерялся, утратил значение). Врачи стали специалистами по обоим видам кормления.

Одновременно с этими процессами развитие науки и медицины, а именно теории о микробах, заставило пристально посмотреть на качество и чистоту грудного молока. Считается, что женщины будут ответственны за стерильные условия в доме и санитарные условия приготовления пищи. (Мои заметки. В это время специалисты считают, что женщина не способна содержать дом и пищу на нужном "научном" уровне". Это же распространяется на молоко. Появляются идеи, что женщину и ее функции, не только в доме, но и на физиологическом уровне, надо контролировать, а иначе, ее семья, и особенно ее дети, пострадают от нерадивости женской несостоятельности. Еще об этом "Почему мать опасна для своего ребенка?", "Истоки идей о превосходстве мужчин", "Модели родов"). И конечно же, подобные идеи о качестве молока и способностях женщин быстро распространяются на способность женщины вообще произвести достаточно молока для ребенка. Все это подкрепляется советами врачей кормить детей по режиму, как это делается с кормлением заменителями молока, (плюс раздельное содержание в больнице, сильная медикализация родов, которая делает кормление невозможным из-за состояния матери и ребенка после таких ненормальных родов), и ложное убеждение, что у женщин не может быть достаточно молока становится самосбывающимся пророчеством. В таких условиях у женщин действительно начинает пропадать молоко. Врачи видят доказательства своим теориям, и у нас нарождается идеология недостаточности молока. Все это вместе приводит к тому, что грудью почти никто вообще не кормит, а если и кормит, то очень недолго. Последствия всего этого продолжают давать отголоски целый век спустя! (Мое замечания. Что особенно важно знать и помнить, когда начинаешь что-то делать, не осведомившись о том, как подобные действия уже разыгрывались в истории, тем более, что примеров и литературы на эти темы предостаточно.)

Параллельно всему этому медикализация кормления включала в себя вычленение грудного молока как отдельного ценного продукта, оторванного от отношений матери и ребенка, от процесса кормления грудью. Появление смесей укрепило идею о том, что есть два разных продукта для кормления детей, и с тех пор, разница между кормлением описывается с позиции кормления разными продуктами (не как разница двух процессов. Я об этом писала несколько раз "Грудное кормление"). С начала 1970-х и по сегодняшний день кормление рекламируется и продается с позиции превосходства одного продукта, грудного молока, над другим продуктом, искусственным заменителем грудного молока.

Новая конструкция грудного молока ставит во главу угла ребенка и его здоровье. Кормление грудью больше не относится к паре мать-дитя. Отрыв от кормления как процесса отношений между матерью и ребенком и повышенное внимание продукту, грудному молоко, приводит к тому, что мы уже не замечаем социальные и эмоциональные аспекты грудного вскармливания для матери и ребенка, как например факт, что многие женщины считают кормление приятным интимным занятием, а также жизненно важным средством поддержания эмоциальной связи с детьми(Schmied & Lupton, 2001). Кормление грудью превратилось из процесса в продукт. Повышенное внимание к питательной ценности и влиянию на здоровье к тому же подкармливает идеологию недостаточности молока. Несмотря на то, что крайне мало женщин действительно старадают нехваткой молока, страхи о нехватке молока очень распространены среди женщин, и часто связаны с тем, что женщины не видят количество молока, которое у них есть.

Грудное молоко как продукт. В ходе качественного анализа интервью консультантов по лактации было замечено, что консультанты усвоили медикализированное понятие о грудном кормлении как о кормлении продуктом, а не о процессе. Это видно по описаниям того, что самое главное кормить ребенка грудным молоком, иногда процесс кормления того не стоит, чтобы кормить грудью. Или же "любое количество молока ценно, не важно как долго ребенок получает грудное молоко". Или же важна определенная продолжительность кормления, потому что преимущества кормления грудным молоком заметны только при определенной дозе полученного грудного молока. Рекомендации кормить базируются на данных о ценности молока, а не процесса кормления. Вся помощь с кормлением крутится вокруг ребенка, его здоровья, и правила номер один:"Сначала накорми ребенка". Есть еще второе правило - установить достаточное количество молока. Посылки накормить ребенка и установить достаточное количество молока концентрирует внимание на грудном молоке как продукте. (Мое замечание. Нет цели наладить кормление как отношения между матерью и ребенком. Слова и идеи, которыми пропитана профессия транслируют ценности общества, а именно продукт важнее, чем отношения. Просто как побочное замечание, я всегда вижу две цели каждой мамы в первые недели после рождения ребенка - наладить кормление, научиться кормить и наладить совместный сон, научиться спать вместе. Два этих навыка вместе дают сумму - умение жить вместе с ребенком, мирно сосуществовать. Еще пример похожего мнения, автор этого вопроса Диана Вессинджер А если...).

Измерение количества молока. Принятие идеи о грудном молоке как продукте было особенно заметно по тому, как консультанты замеряли количество грудного молока. Самый распространенный способ - сцеживание молока молоокоотсосом. Каждая из опрошенных консультантов рассказывала, как она рекомендует использовать молокоотсос для стимуляции выработки молока. Молокоотсос сам по себе способствует созданию понятия грудного молока как продукта, так как он физически отделяет грудное молоко от матери, и, таким образом, грудное молоко обретает свое собственное существование отдельное от женщины. При сцеживании молокоотсосом молоко попадает в емкость с разметкой, которая дает возможность консультантам и матери определить точное количество молока, а также ставить цели по сцеживанию молока. Иногда консультанты выдают специальные таблицы для отслеживания количества сцеженного молока.

Самый интересный метод замера количества молока - взвешивание ребенка до и после кормления. Такое взвешивание возможно на специальных весах c малым межкалибровочным интервалом, которые дают возможность точно отсделить вес ребенка. Взвешивание ребенка опять концентриует внимание на ребенка и молоке как продукте.

Все эти методы замера количества молока происходят от идеи о том, что грудное молоко есть продукт, качества которого существуют независимот от практики, процесса грудного вскармливания (в случае со сцеживанием молокоотсосом это так и есть). Грудное молоко становится веществом, которое можно измерять. Практика измерения еще больше подкрепляет конструкцию грудного молока как продукта, потому что грудное молоко начинает рассматриваться количественно. Взвешивания до и после кормления накладывают еще один слой на эту конструкцию - грудное молоко вычленяется даже без того, чтобы извлечь его из пары мать-дитя. Молоко меряется прямо внутри детского тела. Измерение молока также порождает идеологию недостаточности молока.

Нехватка молока. Консультанты описывают, что женщины очень часто волнуются о том, что у них мало молока. Чаще всего, эти страхи беспочвенны. Очень часто женщины сомневаются в своей способности произвести достаточно молока для ребенка, потому что они не видят молоко. Продукт служит доказательством того, что они могут выкормить ребенка. Они не могут доверять себе в том, что способны выкормить ребенка до тех пор, пока не увидят молоко. Консультанты рассказывают, что некоторые матери хотят не только увидеть, но и замерять сколько именно молока есть у них в груди. Неудивительно, что молокоотсосы и бутылки играют активную роль в желании измерять молоко.

Когда консультант по лактации начинает измерять количество молока, он не помогает справится с идеологией недостаточности молока, а наоборот, укрепляет и продолжает ее. Во-первых, действие замера напрямую подкрепляет идеологию нехватки молока тем, что точно измеряет сколько именно молока не хватает (в миллилитрах), и даже, сколько женщина должна докармливать, чтобы правильно кормить ребенка. Конечно же, потом консультант будет работать с матерью, чтобы помочь ей увеличить количество молока и убрать докорм, но тем не менее, вред уже нанесен.

Когда консультант по лактации начинает измерять количество молока, он подкрепляет желание женщины мерять. В свою очередь, это укрепляет практику, когда женщины полагаются на вещественные доказательства, что у них хватает молока.

Помимо этого, когда консультант по лактации взвешивать ребенка до и после кормлений, он подкрепляет идеологию нехватки молока еще одним методом измерений - измерение точного количества молока, которое поступает от матери к ребенку.

Whitaker (2000) описывает использование весов для грудного молока в фашистской Италии. Весы начали применять в 1920-е годы и продолжали использовать вплоть до начала 1990-х годов (это неудивительно и для российских реалий, где рутинные взвешивания детей распространены, и приводят к прекращению кормления грудью и переводу на кормление заменителями). Многие итальянские родители даже не могут себе представить, как можно определить хватает ли ребенку молока без весов. Перспектива того, что женщины начнут сами требовать взвешивать детей до и после кормлений недалека от реальности. Для этого нужно только чтобы это стало частью идеологии о кормлении.

Легко понять почему консультанты по лактации соглашают с идеологией о том, что грудное молоко ценный питательный продукт, который влияет на здоровье детей. Не подписавшись под этой идеологией, они потеряют работу. Факт, что кормление грудью это процесс, который задуман природой для кормления детей, не оказывает должное впечатление на врачей, медсестер и больничную администрацию, чтобы начать пропагандировать грудное вскармливание.


Jennifer M. C. Torres. Pumps and Scales: The Medicalization of Breastfeeding and the Ideology of Insufficient Milk.

Дополнительно. Как взвешивание влияет на кормление - увеличивается количество случаев докорма смесью. Waiting to be weighed: a pilot study of the effect of delayed newborn weighing on breastfeeding outcomes.

Я могу прислать копию исследования в формате Ворд.

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
l_eternity
May. 24th, 2010 08:38 pm (UTC)
да, печальная действительность.
я что-то такое ощущала, но оно не вербализовалось.
но такой прагматичный подход меня торкает во многих областях, наверное, это все явления одного порядка.
как например практическая польза "секса для здоровья" и измерение "качества" секса оргазмами. и потом начинаются переживания "а достаточно ли часто и качественно я оргазмирую" и в ход идут "заменители" сексуального партнера.
или вот в родах тоже парадигма "главное - родить здорового ребенка", при которой женщина превращается в родильный автомат, а ребенок - в ценный продукт, который надо произвести с минимальными издержками (желательно на 38 неделе, когда его официально признают "доношенным", и не дай бог после ПДР).
куда катится мир.
будущее роботов.
natashav
May. 24th, 2010 08:41 pm (UTC)
Да, это становится понятно, когда кто-то облек в слова и логические конструкции то, что ты чувствовал или просто даже не понимал. Я иногда говорю с людьми о кормлении, и совсем не понимаю о чем они, потому что они работают в других реалих, оперируют другими категориями, которые просто не существуют в моем мире как таковые. Это примерно как невозможно общаться про роды акушерке из пампас и врачу из больницы. Они вроде бы об одном и том же, но они живут и работают в парарллельных реальностях, которые просто не пересекаются ни в чем, кроме того, что они оба бывают на родах.
natashav
May. 24th, 2010 08:48 pm (UTC)
Да, думаю, про оргазмы людям может быть еще как-то понятно. Хотя многим и это ужо не по уму.:-)
muzaofimmortal
May. 24th, 2010 10:33 pm (UTC)
"Факт, что кормление грудью это процесс, который задуман природой для кормления детей, не оказывает должное впечатление на врачей, медсестер и больничную администрацию, чтобы начать пропагандировать грудное вскармливание."
Да, врачи часто говорят в духе "да кому нужны эти консультанты, кормление грудью естественный процесс, не фиг тут баловаться". Но... и тут начинается: оказывается, что ночью надо желудку отдыхать, да и днем тоже неплохо бы, что мама должна знать, сколько съедает ее ребенок: не слишком ли много или мало, что водичка в естественном процессе тоже нужна. И потом, когда спрашиваешь, а что же такой естественный процесс угасает у половины к трем месяцам... и тут начинаются песни про экологию или вообще "а у нас дети и на смеси хорошие вырастают".
natashav
May. 25th, 2010 03:57 pm (UTC)
Что сказать? Вместо того, чтобы размедикализировать роды, мы считаем, что теперь нам в комплекте надо медикализировать кормление.
muzaofimmortal
May. 25th, 2010 04:37 pm (UTC)
Это точно
marik_
May. 25th, 2010 05:26 am (UTC)
Я тоже беспокоюсь о количестве молока, когда вижу младенцев до месяца, или просто знаю, что они родились.
Видела девочку, которая мало сосала и до месяца не дожила, и несколько лет не могу успокоиться.
Причём, дело было не в продукте и не в способности матери его производить, а в том, сколько попадало внутрь ребёнка, и взвешивать не надо было, девочка писала всё меньше и меньше и были признаки обезвоживания, но я поздно узнала и говорила слишком мягко.

Вот у меня пунктик. Я всех спрашиваю, писают ли их дети и сколько они сосут. И думаю при этом о продукте. Отношения возможны только с живым человеком, а без продукта не выжить. Поэтому у меня про отношения вторая мысль, а не первая.

Ещё знаю женщну, у которой физически мало продукта, в груди недостаточно желез.
Она докармливала, то донорским, то смесью, до какого-то возраста, а потом оставляла только грудь, когда уже прикорм вводила. У этой женщины очень чёткое понимание отношений и того, зачем она кормит грудью. И с отношениями полный порядок, несмотря на то, что ей было очень обидно понять, что она не может произвести достаточно продукта для своих детей.

Ещё знаю женщину, у которой в роддоме ребёнка кормили из бутылки и он дома отказался брать грудь. Она знала про ценность продукта, но не знала про то, что кормить - это отношения и важно. И некого было спросить. Поэтому она героически сцеживалась и кормила ребёнка своим молоком из бутылки до года, пока могла что-то сцедить. Ребёнок потом ещё несколько лет сосал пустышку.
natashav
May. 25th, 2010 03:56 pm (UTC)
Заметь, что ты узнаешь писают ли дети и сколько дети сосут, а не предлагаешь сцедиться. Ты может быть еще спрашиваешь какие-то другие вещи. Анализ исследования именно и заключался в том, какие именно слова говорят консультанты, и к чему это приводит, на чем акцент. В рот консультантов не было вложено ни единого слова, что они сказали (там есть цитаты), то и получилось на выходе. Отслеживание набора веса идет абсолютно разными методами, отслеживание того, что кормление налажено идет разными методами и описывается разными словами, и внимание обращают на разные вещи. Об этом статья.
marik_
May. 25th, 2010 05:11 pm (UTC)
Мне очень близко, что ты пишешь, я это так не формулировала, но оно отзывается в сердце!

Про молокоотсос совсем странно. Я ж училась по Лялечке сначала :-) и уже 7 лет назад это было - что молокоотсос не сосёт так, как ребёнок, и не является показателем количества молока в груди.
Т.е. я не очень много слышала, что не надо мерить продукт. А что этот способ измерения неэффективен, слышала много раз.

Я даже стараюсь смотреть, а не спрашивать - насколько часто прикладывается, что делает мама, когда ре беспокоится. Многие мамы не замечают поисковых движений. Интересно смотреть как ребёнок начинает сосать. Некоторые с готовностью, некоторые набрасываются, а некоторые лизнут и отворачиваются, ну и ещё миллион вариантов. И как мама на всё это реагирует.
Люди гораздо важнее продукта.
emuna
May. 25th, 2010 04:47 pm (UTC)
То есть,в вашей практике реально был случай, когда младенец умер от недокорма?! Ужас какой...
marik_
May. 25th, 2010 05:02 pm (UTC)
Я не практикую, но случай реальный.
Младенцы вообще умирают в реальности, так бывает.
Причину сейчас трудно сказать, младенец умер, потому что не сосал, а почему не сосал, уже не выяснить. Много может быть причин.
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

Just me.
natashav
НаташаВ
Website

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by phuck